Особенности налогового контроля крупных налогоплательщиков

Экономика и финансы » Порядок применения действующих форм и методов налогового контроля » Особенности налогового контроля крупных налогоплательщиков

Страница 1

В мировой практике широко распространены способы дифференциации подходов к проведению налогового контроля применительно к различным категориям налогоплательщиков. Это позволяет не только повысить эффективность налогового контроля и сократить издержки на его проведение, но и оптимизировать порядок взаимодействия между налогоплательщиком и контролирующим органом. Задача повышения эффективности налогового администрирования крупных налогоплательщиков достаточно часто решается не только за счет разработки для них особых процедур налогового учёта и контроля, но и посредством выделения или создания соответствующих специализированных структур в системе национальной налоговой администрации. Опыт многих стран показывает, что создание таких подразделений дало положительные результаты с точки зрения улучшения соблюдения налогового законодательства крупными налогоплательщиками и повышения результативности работы налоговой службы.

Тем не менее, существуют определенные проблемы, связанные с обеспечением учета и налогового контроля налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших:

1. Отсутствие четких и логичных критериев отнесения налогоплательщика к категории крупнейших. Нередко решение об отнесении налогоплательщика к этой категории происходит на основе анализа показателей отчетности и размера налоговых выплат по итогам года, что приводит к появлению налогоплательщиков с «плавающим статусом».

2. Правила постановки на учет крупнейших налогоплательщиков (или особенности такой постановки) определяются подзаконным актом.

3. Недостаточная неэффективность деятельности специализированных подразделений налоговой администрации, обеспечивающих постановку на учет и налоговый контроль деятельности крупнейших налогоплательщиков.

4. Отсутствие в национальной налоговой политике четких стимулов, поощряющих переход налогоплательщиков в группу крупнейших.

В настоящее время данной группой налогоплательщиков совершаются различные нарушения, выявляемые налоговыми органами в ходе проверок:

— уход от налогов с помощью зарубежных компаний (офшоров);

— неправдоподобные сроки производства товаров, подпадающих под льготную ставку НДС, с целью возмещения налога из бюджета;

— использование «хранителя активов», т.е. выделение отдельного юридического лица, в котором аккумулируется основная часть имущества (активов) холдинга. Компании, входящие в холдинг, ведут деятельность с использованием арендованных у хранителя активов объектов основных средств;

— сделки через посредников, особенно – аффилированных («дробление бизнеса»). Стандартная схема дробления бизнеса следующая — организация переводит часть доходов, имущества и персонала в явно или скрыто аффилированную компанию, которая применяет упрощенную систему налогообложения или иные спецрежимы.

— неправильное заполнение документов, предоставляемых предприятиями по запросу налоговых органов.

— использование вексельной схемы с участием сомнительных фирм;

— использование договора переработки давальческого сырья (толлинга). В соответствии с договором все материалы и изготовленная из них готовая продукция принадлежат заказчику. Готовая продукция после переработки должна поступать заказчику, однако зачастую идет ее реализация третьим лицам. Таким образом, проверка должна быть направлена на изучение договора толлинга на предмет подлинности, а также приложений к нему, в которых в каждом месяце указывается наименование и количество производимой продукции, а также нормы списания материалов и сырья заказчика;

— использование фирм-однодневок. Сегодня в связи с усиливающимся контролем за фирмами-однодневками налогоплательщики вынуждены искать другие способы законного снижения налогов, например, заключение посреднических договоров;

— взаимозависимость сторон (участников) сделки.

В соответствии со ст. 20 НК РФ взаимозависимыми лицами признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов;

2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

Страницы: 1 2

Познавательно о экономике:

Понятие государственного бюджета
Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны, основной финансовый план расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря). Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных ...

Устранение двойного налогообложения
Налог на прибыль организаций является в Российской Федерации и в других государствах резидентским налогом. В результате организации, получающие доходы на территории двух налоговых юрисдикций, подпадают под двойное обложение: за один налоговый период один и тот же доход облагается налогом одного и т ...

Перспективы развития управления финансовыми ресурсами малого бизнеса в республике Казахстан
В нашей стране роль малого бизнеса постоянно и неуклонно возрастает. Предпринимательство призвано решить такие важные проблемы в сегодняшней экономике, как: значительно и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных ист ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.nailcareweb.ru