Налоговые проверки: правовые основы и порядок проведения

Экономика и финансы » Порядок применения действующих форм и методов налогового контроля » Налоговые проверки: правовые основы и порядок проведения

Страница 1

Налоговая проверка является важнейшей формой налогового контроля, позволяющей наиболее полно и обстоятельно проверить соблюдение налогоплательщиком требований законодательства о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

1) камеральные налоговые проверки;

2) выездные налоговые проверки.

НК РФ четко ограничил период проведения налоговой проверки. Ею могут быть охвачены не более трех календарных лет деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения проверки. Если при проведении налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, то налоговый орган может истребовать у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика. [5: с. 194 – 195]Это в налоговой практике называется встречной проверкой.

Камеральные налоговые проверки могут проводиться в отношении любого налогоплательщика, будь то юридическое или физическое лицо. В отличие от них выездные налоговые проверки могут проводиться только в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей. Таким образом, выездная проверка не может быть осуществлена в отношении налогоплательщика – физического лица, если только он не занимается предпринимательской деятельностью.

Сущность камеральной проверки состоит в том, что она проводится по месту нахождения налогового органа. В данном случае налоговые органы проверяют налоговые декларации и документы, представленные налогоплательщиками, которые служат основанием для исчисления и уплаты налога, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа. Для проведения камеральной проверки должностным лицам налоговых органов не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа; она может быть проведена в течение трех месяцев со дня представления конкретным налогоплательщиком налоговой декларации и других документов, связанных с налогообложением.

В случае обнаружения ошибок и неточностей в заполнении документов или противоречий между сведениями, содержащимися в этих документах, налоговый орган должен сообщить об этом налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный налоговым органом срок. Если же в ходе камеральной проверки выявлены факты сокрытия или занижения налогооблагаемой базы, а также сумм причитающихся к уплате налогов, то налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате соответствующей суммы налога и пени. При проведении камеральной проверки налоговым органам предоставлено право требовать у налогоплательщика предъявления дополнительных сведений, а также получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Выездная налоговая проверка, как это видно из ее названия, осуществляется должностными лицами налоговых органов непосредственно на месте нахождения налогоплательщика на основе данных бухгалтерского и налогового учета. В отличие от камеральной выездная налоговая проверка должна проводиться только на основании соответствующего письменного решения руководителя налогового органа. [5: с. 195]

Действующий НК РФ существенно ограничил права налоговых органов при осуществлении выездных проверок. Это относится, в первую очередь, к установлению четкой периодичности и продолжительности их проведения. Согласно НК налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Кроме того, выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Лишь в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. Одновременно с этим оговорено, что при проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверок увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. При этом налоговые органы имеют право проверять филиалы и представительства налогоплательщика независимо от проведения проверок самого налогоплательщика. Законодательством запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период.

Страницы: 1 2 3

Познавательно о экономике:

Общая оценка финансового состояния предприятия
Для оценки общего финансового состояния ООО «Мегальянс» использованы формы публичной годовой бухгалтерской отчетности: · Бухгалтерский баланс на 1 января 2011 г. · Отчет о прибылях и убытках за 2010 г. 2.4 Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной д ...

Оценка ликвидности бухгалтерского баланса и финансовой устойчивости организации
Ликвидность бухгалтерского баланса имеет важное значение при определении устойчивости организации. Ликвидность – это способность хозяйственного субъекта своевременно погашать свои финансовые обязательства за счет беспрепятственного превращения своих текущих активов (части имущества) в денежные ресу ...

Бюджетный кредит как форма финансирования бюджетных расходов: особенности учета расчетов
В настоящее время существует финансирование путем выдачи бюджетных ссуд. Так как министерство является распорядителем бюджетных средств, то для учета бюджетных кредитов здесь используются следующие счета: - счет 0 207 00 000 « Расчеты с дебиторами по бюджетным ссудам и кредитам »- учет выданных кре ...

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.nailcareweb.ru