Основные виды рисков и пути их решений в нефтегазовой отрасли

Экономика и финансы » Актуальные проблемы налогообложения добычи нефти и газового конденсата и пути их решения в Российской Федерации » Основные виды рисков и пути их решений в нефтегазовой отрасли

Страница 1

На сегодняшний день Россия стоит на пороге конца эпохи легкой нефти. Уже сейчас наблюдается объективный рост затрат в нефтедобыче как на действующих, так и на новых лицензионных участках.

На действующих лицензионных участках растет удельная стоимость добычи и поставки нефти вследствие ухудшения ресурсной базы и роста регулируемых государством тарифов. В свою очередь на новых лицензионных участках выявлен еще более высокий уровень затрат вследствие более сложных горно-геологических и экономических условий.[7]

Прогнозируется, что и в ближайшем будущем каждый баррель будет даваться нефтяным компаниям непросто. Способствовать развитию добычи нефти в стране и не допустить падения показателей сможет налоговое стимулирование.

Одним из способов помочь нефтегазовой отрасли может стать льготное обложение налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ). По мнению экспертов, снижение этого налога для сложных проектов не только увеличит добычу нефти в стране, но и повысит капитализацию нефтяного сектора.

Чтобы не остаться без углеводородов необходимо вести постоянный поиск новых месторождений. В России большинство неосвоенных участков находится за полярным кругом, условия ведения добычи на них сложно назвать легкими. Также пока не освоены месторождения с трудноизвлекаемой нефтью. Освоение таких участков требует значительных инвестиций. Не меньше затрат нужно на интенсификацию производства нефти на старых месторождениях.

По словам президента крупнейшей в РФ нефтяной компании - "Роснефть", а в прошлом вице-премьера РФ Игоря Сечина, динамика роста добычи углеводородов требует разработки недр в неблагоприятных природных и геологических условиях. Согласно словам И.Сечина, "Время легкой нефти закончилось, поэтому ведущие мировые нефтегазовые компании вынуждены разрабатывать новые виды месторождений с трудноизвлекаемыми запасами, в том числе углеводородные ресурсы на шельфе. А такие проекты, как разработка шельфа, требуют гигантских капиталовложений, и уверенно реализовывать их под силу только самым крупным международным компаниям"[8].

В этой связи особо актуальным становится налоговое стимулирование разработки месторождений. У данного аспекта есть две стороны: первая - налоги с нефтегазового комплекса наполняют российский бюджет, вторая - суровые налоговые ставки способны привести к снижению добычи нефти в стране, а значит, бюджет может потерять еще больше, чем если бы государство решилось на льготы.

Как сообщил летом 2012г. министр энергетики РФ Александр Новак, при существующей системе налогообложения нефтегазовой отрасли в РФ в ближайшие 10-20 лет в стране может произойти снижение объемов добычи нефти с 500 млн до 370 млн т.

Допускать столь значительного снижения добычи государство явно не намерено. По словам А.Новака, "Риски снижения объемов добычи нефти, которые сейчас существуют, должны быть нивелированы. Для этого необходимо создать условия привлечения инвестиций в новые месторождения".

В настоящее время в России развернулась целая реформа налогообложения отрасли. Планируется, что налоговые льготы по широкому кругу проектов принесут в бюджет около 300 млрд долл. до 2030г. В ведомстве отметили, что сегодня месторождения в Восточной Сибири и северных регионах страны (примерно 10 млрд т запасов нефти) не разрабатываются из-за отсутствия экономических стимулов. Одним из аспектов реформирования является изменение законодательства, связанное с налогом на добычу полезных ископаемых для нефти.

Исходя из представленной выше информации, можно сделать вывод о том, что главными проблемами налоговой системы нефтегазовой отрасли являются

1. ожидаемое сокращение доходов бюджета от отрасли при «старой» налоговой системе

2. привлечение инвестиций для разработки новых месторождений с трудноизвлекаемыми запасами

Решением данных проблем можно считать комплексный подход к реформированию действующей налоговой системы на нефтяную отрасль.

НДПИ был введен с 2002 года и фактически заменил три различных платежа: плату за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциз на нефть и стабильный газовый конденсат.

На первый взгляд правила налогообложения несколько упростились. Однако порядок расчета и уплаты НДПИ вызывает немало вопросов и споров.

Страницы: 1 2 3 4

Познавательно о экономике:

Мероприятия по оптимизации структуры капитала в целях финансового оздоровления предприятие
В качестве профилактических мер на предприятии было принято решение о проведении мероприятия по оптимизации структуры капитала. Как уже было выяснено ранее структура капитала - соотношение собственных и заемных финансовых средств, влияет на коэффициент рентабельности активов и собственного капитала ...

Финансирование образования, здравоохранения, культуры
Необходимость данных расходов, тенденция к их росту обусловлены многими причинами. Расходы на социальные цели, входящие в стоимость рабочей силы, выступают важным фактором научно-технического прогресса, который, в свою очередь, приводит к росту производительности труда. Под воздействием научно-техн ...

Управление издержками обращения в торговле
Издержки обращения представляют собой общественно необходимые затраты труда, обеспечивающие выполнение коммерцией своих функций и задач [1, с.182]. Они учитываются на всех стадиях ценообразования, начиная от производства, когда в себестоимость продукции включаются расходы по сбыту, и заканчивая роз ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.nailcareweb.ru