Понятие и содержание налогового контроля

Экономика и финансы » Совершенствование налогового контроля деятельности предприятий в современных условиях экономических отношений » Понятие и содержание налогового контроля

Страница 1

Понятие «налоговый контроль» является одной из важнейших категорий налогового права, определяющей основу государственного управления в сфере налогов и налогообложения. Именно в рамках налогового контроля непосредственно реализуются государственные интересы в области государственных финансов, бюджета и налогов.

В соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27 июля 2009 года № 137 -ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую НК РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» «налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом».

Вышеуказанное определение позволяет нам определить содержание и основные характеристики налогового контроля.

Прежде всего, необходимо отметить, что налоговый контроль является разновидностью государственного наблюдения и надзора, а точнее – это специализированный вид государственного надзора за деятельностью хозяйствующих структур. Вообще под контролем как таковым понимается наблюдение или проверка с целью надзора [25, с. 452].

Контроль как неотъемлемая составляющая любого процесса управления призван обеспечить надлежащее функционирование управляемого объекта. Контроль за соблюдением законодательства позволяет не только устранять недостатки в функционировании объектов управления, оценивать дисциплину исполнения законодательных актов, но и судить о том, насколько эффективно само правовое регулирование в той или иной сфере управления, о том, какие изменения следует внести в нормативные акты для повышения степени их исполнения, о том, насколько нормы правовых актов соответствуют сущности и закономерностям развития регулируемых общественных отношений [25, с. 10].

В сфере государственного правового регулирования контроль используется прежде всего как механизм, посредством которого проверяется соответствие поведения и деятельности хозяйствующих субъектов правовым предписаниям.

Государственный контроль осуществляется специально уполномоченными органами государства в особых, установленных законом, формах и процедурах. При этом указанные органы наделяются достаточно мощными односторонне-властными полномочиями, имеющими властный характер, в частности:

а) давать подконтрольным субъектам обязательные для исполнения указания об устранении вскрытых недостатков;

б) ставить перед компетентными инстанциями вопрос о привлечении к ответственности лиц, виновных в обнаруженных нарушениях;

в) непосредственно применять в необходимых случаях меры государственного принуждения [58, с. 25].

Как было отмечено в Постановлении Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 № 14-П, контрольная функция присуща всем органам государственной власти в пределах компетенции

Как указывает по этому поводу Д. Н. Бахрах, контроль – атрибут административной власти, одна из важнейших ее функций. Он включает в себя наблюдение за законностью и целесообразностью деятельности, оценку ее с правовых, научных, социально-политических, организационно-технических позиций [15, с. 394].

Контроль осуществляется всеми органами, входящими с систему органов государства: как Президентом РФ, так и Федеральным Собранием РФ (парламентский контроль), судами (судебный контроль), прокуратурой (прокурорский надзор), органами исполнительной власти (административный контроль).

Однако, как было указано в вышеуказанном Постановлении Конституционного Суда РФ, по смыслу ст. ст. 10 и 114 Конституции РФ полномочия по осуществлению налогового контроля как разновидности государственного контроля относятся к полномочиям исполнительной власти. Следовательно, только на государственные органы исполнительной власти может быть возложено осуществление налогового контроля.

А.А. Джагарян выделяет две разновидности государственного контроля: внутрисистемный и внешневластный. Если в первом случае объект контроля и контролирующий субъект находятся в рамках системы государственной власти (т.е. контроль государственных органов за деятельностью государственных органов), то внешневластный контроль означает контроль государственных органов за поведением тех, кто выведен за рамки государственного аппарата, а именно за поведением граждан и их объединений [25, с. 21].

Однако налоговый контроль в рамках приведенной классификации не может быть отнесен к какой-то одной из предлагаемых А.А. Джагарян разновидностей государственного контроля (к внутрисистемному или внешневластному). Налоговый контроль осуществляется не только в отношении граждан и их объединений, но и в отношении государственных органов, а также органов местного самоуправления, которые также являются подконтрольными субъектами, выступая в отношениях по налоговому контролю в качестве юридических лиц. В этом смысле налоговый контроль может рассматриваться как своеобразный универсальный государственный контроль, который совмещает в себе черты внутрисистемного контроля и внешневластного.

Страницы: 1 2 3 4 5

Познавательно о экономике:

Анализ и разработка оптимальных управленческих решений в системе налогообложения предприятия
Для анализа системы налогообложения воспользуемся таблицей, в которой представлен перечень налогов уплачиваемых предприятием и по которым делались начисления. Таблица 3.3 Данные о начислении налогов и сборов Виды налогов Начислено за год, тыс. руб. 2004 г. в % к итогу 2005 г. в % к итогу 2006 г. в ...

Анализ финансового состояния и структуры капитала предприятия
Стерлитамакский нефтехимический завод - уникальное предприятие нефтехимического комплекса Республики Башкортостан, выпускающее многопрофильную и конкурентоспособную продукцию малотоннажной химии, прочно удерживающее свои позиции в сфере производства и реализации антиоксидантов для каучуков и других ...

Иностранные инвестиции по отраслям промышленности
Выгодность привлечения прямых инвестиций очевидна. Приток прямых иностранных инвестиций в Казахстан осуществляется посредством создания совместных предприятий, дочерних предприятий, приватизации государственных предприятий с участием иностранного капитала, передачи в управление иностранным фирмам к ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.nailcareweb.ru