Необходимость, сущность, формы и условия предоставления финансовой помощи бюджетам

Экономика и финансы » Условия предоставления финансовой помощи бюджетам в России » Необходимость, сущность, формы и условия предоставления финансовой помощи бюджетам

Страница 1

На карте мира не существует федераций, сопоставимых с Россией по числу административно-территориальных образований низового уровня. Обеспечить устойчивость подобной системы, тем более управлять ею, чрезвычайно сложно. Около семидесяти процентов всей территории страны из-за суровых климатических условий официально приравнено к районам Крайнего Севера. Колоссальные географические различия усугубляются социально-экономическими диспропорциями между регионами.

Экономические, географические, геополитические различия и особенности российский регионов обусловили уровень их международной активности, выбор партнеров и, наконец, степень зависимости от центра и внешних рынков. Следует учесть, что процесс «открытия» региональных экономик происходил на фоне глубокого и продолжительного спада производства, финансовой дестабилизации и утраты не только поддержки со стороны центра, но и прежних экономических связей.

В итоге практически все наиболее развитые или наиболее богатые природными ресурсами регионы на сегодняшний день в той или иной форме оказались интегрированными в глобальную экономику. Однако итог этой интеграции оказывается не всегда выгодным для центра, а в долгосрочной перспективе – и для самого региона. Парадоксально, но достаточно уязвимыми являются как раз периферийные и приграничные районы, соседствующие с развитыми и динамично развивающимися странами (Скандинавией, США, Японией, Китаем). Зачастую результатом международных связей региональных экономик является переориентация экономических связей на внешнеэкономические интересы.

Даже экономический рост российской экономики выглядит неоднозначно в региональном разрезе, поскольку свидетельствует о дальнейшем усилении межрегиональных контрастов. Это еще раз доказывает, что российская экономическая география и геополитика должны быть увязаны с моделью экономического роста, и наоборот. В противном случае процесс фрагментации российской территории продолжиться, усилится разрыв между севером и югом, западом и востоком, что неизбежно снизит стратегическую устойчивость пространства, зато усилит сепаратистские тенденции. Закрепление депрессивного состояния экономики и крайне низкого уровня и качества жизни значительной части субъектов Федерации сделает необратимым процесс превращения России в страну с периферийной экономикой, не способную эффективно участвовать как в международных экономических организациях, так и в мировом хозяйстве в целом. [15, с. 43]

Именно поэтому реформирование бюджетного процесса остается одной из приоритетных задач законотворческой деятельности, проведение которого необходимо для продолжения рыночной модернизации России.

Однако дифференциация регионов по уровню бюджетной обеспеченности, их деление на доноров и нуждающихся в помощи существенно затрудняет реализацию бюджетных реформ. Перед федеральным центром встает задача обосновать политику, а самое главное – сформировать механизмы выравнивания финансовых возможностей территорий.

Программой развития бюджетного федерализма в России на период до 2005 года было определено, что главными задачами реформирования межбюджетных отношений является формирование и развитие объективных и прозрачных механизмов финансовой поддержки региональных и местных бюджетов.

Иначе говоря, современный механизм распределения средств между бюджетами разных уровней в России посредством оказания финансовой помощи должен быть настроен на корректирование диспропорций в стоимости и потреблении государственных услуг в различных регионах страны.

А так как федеральное правительство обладает гораздо более широкими возможностями макроэкономического регулирования и получения налоговых поступлений по сравнению с нижестоящими уровнями власти, то оно может и обязано посредством оказания финансовой помощи за счет средств, аккумулированных в федеральном бюджете, устранять дисбаланс в развитии регионов.

Таким образом, целью финансовой помощи является сокращение различий (выравнивание) уровня душевых доходов территориальных бюджетов, финансового обеспечения полномочий, делегируемых для исполнения органами государственной власти субъектов Федерации и муниципальной системы управления, а также для поддержки социально значимых мероприятий и реализации целевых программ.

Страницы: 1 2 3 4 5

Познавательно о экономике:

Коммерческие банки
Банк может быть образован в форме акционерного общества или унитарного предприятия. Учредителями банка выступают юридические лица (за исключением общественных организаций, преследующих политические цели) и физические. Юридические лица должны быть зарегистрированы в установленном законодательством п ...

Оценка запаса финансовой прочности
Запас финансовой прочности (зона безопасности) представляет собой разность между фактическим и безубыточным объемами. Безубыточный объем производства рассчитывается из уравнения, основанного на равенстве выручки от реализации продукции и суммы постоянных и переменных издержек. Безубыточность – сост ...

Оценка уровня и значимости финансового левериджа
Финансовый леверидж возникает в том случае, если бизнес привлекает заемный капитал. Причина такого шага очевидна – бизнес имеет хорошие (по мнению его собственников и финансовых менеджеров) возможности для реализации некоторого проекта, но не обладает в достаточном размере собственными источниками ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.nailcareweb.ru