Методика оценки кредитоспособности предприятий малого и среднего бизнеса, кредитный мониторинг

Экономика и финансы » Кредитование малого и среднего бизнеса » Методика оценки кредитоспособности предприятий малого и среднего бизнеса, кредитный мониторинг

Страница 1

Среди современных экономистов до сих пор не существует единого мнения по поводу определения термина «кредитоспособность». Одни из них определяют кредитоспособность заемщика как способность полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам. По мнению других под кредитоспособностью заемщика следует понимать не только способность (то есть наличие возможности), но и готовность (наличие желания) лица своевременно и в полном объеме погашать свои долги.

Второй подход свойственен западной банковской практике, которая предполагает оценку creditworthy, то есть того, насколько клиент “достоин” кредита. Изучение кредитоспособности осуществляется для оценки потенциального заемщика до решения вопроса о возможности и условиях кредитования. Оценка кредитоспособности является одним из способов предупреждения или сведения к минимуму кредитного риска, связанного с кредитованием клиента. [16, c. 412]

В банковской практике не существует единой стандартизированной системы оценки кредитоспособности. Банки разных стран используют различные системы анализа кредитоспособности заемщиков. Многообразие подходов определяется различной степенью доверия к количественным и качественным способам оценки факторов кредитоспособности, особенностями индивидуальной культуры кредитования и исторически сложившейся практикой оценки кредитоспособности. [24, c. 312]

Существующие методики оценки кредитоспособности заемщика коммерческими банками экономически развитых стран имеют свои положительные аспекты. Их частичное применение может дать положительные результаты. Российским коммерческим банкам стоит обратить внимание на вышеуказанные методики и активно применять их на практике, в частности: анализ финансовых коэффициентов по методике банков США позволяет более полно оценить финансовое состояние потенциального заемщика с точки зрения внешнего пользователя информации; оценка кредитоспособности заемщика по методике банков Франции дает представление о показателях, не поддающихся количественному измерению, но имеющих важное значение для кредитного инспектора коммерческого банка. Учитывая заинтересованность банка в продвижении услуг кредитования, а также в своевременности возврата ссуды - целесообразно рекомендовать заемщику как улучшить свое финансовое состояние с целью повышения его кредитоспособности. [43, c. 312]

Банки должны получить ответ на вопрос о платежеспособности предприятия, т.е. о готовности возвращать заемные средства в срок. За счет чего предприятие будет возвращать долги, в том числе кредит, если оно получит этот кредит в банке? Средства для погашения долгов – это, прежде всего, деньги на счетах предприятия. Потенциальным средством для погашения долгов является дебиторская задолженность, которая при нормальном кругообороте средств должна быть возвращена предприятию. Средством для погашения долгов могут служить также имеющиеся у предприятия запасы товарно-материальных ценностей. При их реализации предприятие получит денежные средства. [44, c. 212]

Иными словами, теоретически погашение задолженности обеспечивается всеми оборотными средствами предприятия. Можно было бы предположить, что если у предприятия оборотные средства превышают сумму задолженности, то оно готово к погашению долгов, т.е. платежеспособно, однако, если предприятие действительно направит все оборотные средства на погашение долгов, то в тот же момент прекращается его производственная деятельность, т.к. из средств производства у него останутся только основные средства, а денег на приобретение материальных оборотных средств нет - они полностью ушли на выплату задолженности. Поэтому платежеспособным можно считать предприятие, у которого сумма оборотных средств значительно превышает размер задолженности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Познавательно о экономике:

Анализ структуры и динамики поступления косвенных налогов в Федеральный бюджет за 2007-2009 года
Федеративный характер российского государства, включающего 89 национально-государственных и административно-территориальных образований, существенное развитие в социально-экономическом развитии субъектов Федерации, демографической ситуации и экологической обстановке объективно требуют учета этих ос ...

Виды денег
Исходя из природы материала можно выделить два основных вида денег: натуральные и символические деньги. Натуральные (вещественные) деньги, их нередко называют дей­ствительными деньгами, включают все виды товаров, которые яв­лялись всеобщими эквивалентами на начальных этапах развития товарного обращ ...

Депозитный процент
По пассивным операциям банки выплачивают депозитный процент; а по активным – банки получают депозитный процент. Депозитный процент - плата банков по депозитным операциям (плата за хранение денежных средств, ценных бумаг, других ценностей на счетах в банках депозитариях, хранилищах). Он выражает отн ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.nailcareweb.ru